колличество просмотров

Железобетонное монолитное строительство в России

бетонного монолитного строительства

Железобетонное строительство в России набирает свои темпы. Сама идея монолитного строительства с применением металлической арматуры возникла давно, много сотен лет назад, однако реализовываться она начала только с появлением портландцемента, с помощью которого строители могли получать очень качественные марки бетона, а также более высоких марок строительной стали, из которой изготавливается арматурный прут. Портландцемент был изобретен в первой четверти XIX века в Англии. Патент на него был получен в 1824-м году англичанином Д. Аспдином, однако еще до этого идея монолитного бетонирования воплощалась в том или ином виде. Так, в России первые строительные конструкции, которые можно считать железобетоном, были получены в 1802-м году, когда в Царском Селе под Санкт-Петербургом при строительстве дворца были изготовлены армированные металлическими стержнями плиты перекрытий.

Правда, в том случае использовался не очень прочный известковый бетон, но все же факт попытки изготовления железобетона был зафиксирован.

Однако, как только строители получили портландцемент и научились изготавливать с его помощью бетон, по характеристикам схожий с бетоном современным, начались и эксперименты по армированию бетонных элементов и конструкций. Основные работы по проверке качеств железобетона велись в Англии и Франции, правда, за полвека в этих странах было построено совсем немного железобетонных сооружений, первым из них можно считать церковь, целиком построенную из железобетона в 1864-м году под Парижем, и жилой дом в Англии.

"<yoastmark

Кстати, первый бетонный корабль был построен примерно в то же время (1846 г., Франция), правда, в виде небольшой лодки, но она плавала и не тонула.

Тогда же предпринимались попытки создать научные труды по этому материалу, выходили некоторые книжки, в которых освещался опыт создания и эксплуатации железобетонных конструкций, но по-настоящему научная работа по монолитному строительству появилась не в Европе, а в США в 1877-м году. Американцы очень внимательно следили за развитием железобетонных технологий, с помощью которых они впоследствии начали возводить небоскребы в своих мегаполисах.

первые небоскребы в америке

Интересный факт: «отцом железобетона» считается не инженер-строитель, как можно было бы подумать, а французский садовник Жозеф Монье, который искал материал, из которого можно было бы изготовить очень прочную кадку под пальму. Когда его опыты увенчались успехом, он получил на свое изобретение патент (1967 г.).

Жозеф-Монье

Затем решил развить свою идею и стал строить из железобетона бассейны и мосты, он придумал железобетонные шпалы, перекрытия и трубы, и на каждое изобретение неизменно брал патент.

К слову сказать, самый первый в мире функциональный железобетонный мост был построен им на заказ собственноручно, и произошло это в 1875 году.

первый железобетонный мост

Умер Монье богатым человеком – его патенты оказались очень востребованными, и весьма парадоксально, что такое простое, по сути, но очень важное для мира инженерное решение принадлежало человеку, не имевшему к строительству практически никакого отношения.

Железобетонные конструкции в России

Не отставала в проявлении интереса к железобетону и Россия. В 1881-м году в Петербурге при помощи российской строительной компании из железобетона было построено одно из зданий и ряд коммуникаций Государственного банка, правда, при этом использовался ячеистый известковый бетон с заполнителем из кирпичного щебня и шлака, но арматура использовалась из стали самой высокой марки. Однако быстро выяснилось, что для сооружения более прочных зданий требуется применение так называемого тяжелого бетона, без «воздушных» компонентов.

схема структуры бетона

Такие сооружения очень быстро начали массово строиться по всей России, а в 1891-м году вышел первый научный труд российского специалиста Д. Ф. Жаринцева – «Слово о бетонных постройках». Этот труд основывался на 10-летнем опыте строительства из железобетона, и он стал основой для новых научных исследований, которые стали воплощаться в новых научных трудах. В 1899-м году железобетонное строительство зданий и прочих инженерных сооружений получило официальный статус, а в 1913-м году в Подмосковье была построена первая в России железобетонная церковь.

первая железобетонная церковь

После революции в России очень долго практически ничего не строилось, но через несколько лет, когда страна была переименована в СССР, началось возрождение экономики. Потребовалось массовое возведение относительно дешевых промышленных и жилых зданий, и единственная технология, которая могла в этом случае помочь быстро восстановить страну, была именно железобетонная.

Развитие железобетонных конструкции в СССР

Новое советское правительство активно привлекало в сферу строительства старых российских специалистов, выписывало из-за рубежа иностранных инженеров, закупало европейские и американские железобетонные технологии, однако при этом активно развивало и отечественную строительную науку. Так, на основе собранного воедино зарубежного и отечественного опыта был создан свод норм и правил возведения железобетонных конструкций, по которым в 1929-м году было построен первый в СССР «небоскреб» — это было 14-этажное здание в Харькове, которое получило название «Дом государственной промышленности». Вслед за этим многоэтажные здания с железобетонными каркасами стали в большом количестве строиться по всей стране.

Дом государственной промышленности

Так, в 1925-м году в Москве была создана акционерная строительная компания «Русгерстрой» с привлечением немецких специалистов. Позже для этой компании было построено 5-этажное железобетонное здание, и к окончанию строительства в 1934-м году компания была преобразована в трест «Теплобетон». Специалисты этого треста разработали новый по тем временам вид бетона («теплобетон»), в котором в качестве заполнителя присутствовали не только песок и щебень, но и пемза со шлаком.

По идее, такой бетон способствовал лучшей теплоизоляции железобетонных стен зданий, однако к 40-м годам были разработаны более качественные виды бетона, подходившие для монолитного строительства гораздо лучше.

Однако за годы, на протяжении которых действовала компания, а затем трест, было внедрено очень много технологических новшеств.

Сначала была сконструирована опалубка, которая с успехом применялась для создания стен многоэтажных зданий. Эта опалубка была многооборачиваемой, для ее изготовления применялись щиты, сбитые из досок и скрепленные снаружи рейками, а изнутри – распорками и проволокой. Ширина таких щитов составляла 1 м, а высота подбиралась под высоту этажа. Такая опалубка начала широко использоваться с 1927 года, и с ее помощью было построено множество многоэтажных зданий практически во всех крупных городах СССР.

опалубка щитовая

Однако недостатком монолитного железобетонного строительства в те годы был дефицит одного из компонентов – пемзы, которая встречалась только на Кавказе. Поэтому от применения этого наполнителя пришлось отказаться, перейдя на те компоненты, которые можно было добывать практически повсеместно, так была внедрена технология изготовления трехкомпонентного бетона, состоявшего только из цемента, шлака и песка. Впрочем, в теплых кавказских регионах страны – Грузии, Армении и Азербайджане и Дагестане продолжали строиться 2-5 этажные дома из пемзобетона, а в остальной части СССР стал применяться так называемый шлакобетон, который показал не менее выдающие качества в деле теплоизоляции стен.

шлакобетон

На каком-то этапе монолитного строительства зданий начали выявляться недостатки деревянной щитовой опалубки, и потребовалось внедрение новых конструкций. Внимание отечественных инженеров привлекла так называемая скользящая опалубка, которая применялась в США с начала ХХ-го столетия и показала все свои достоинства. Однако такой вид опалубки был гораздо сложнее в изготовлении и эксплуатации, чем опалубка многооборачиваемая, но, поскольку результаты строительства при ее использовании были впечатляющими, было принято решение освоить именно этот метод.

Следует отметить, что впервые скользящая опалубка в СССР начала использоваться в 1928-м году для строительства зерновых элеваторов, и только через несколько лет ее применили в строительстве жилищном.

Скользящая опалубка

пример скользящей опалубки

Суть скользящей опалубки заключается в следующем: после закладки фундамента здания по всему его периметру устанавливается так называемое опалубочное кольцо, высота стенок этого кольца составляет около 120 см. В эту опалубку закладывается арматура и заливается бетонный раствор. После того, как он схватывается, опалубка с помощью домкратов (гидравлических, пневматических или механических) поднимается на уровень выше, и операция повторяется. Таким образом опалубочное кольцо постепенно «скользит» вверх, и внизу остаются готовые железобетонные стены. Скорость «роста» этих стен составляет около 30 см в час и зависит от скорости схватывания бетона и получения им прочности, необходимой для размещения на стене оборудования и людей, которые контролируют процесс.

Сам домкрат закреплен на вделанных в свежеуложенный бетон металлических стержнях, он соединен с рамой опалубки, и при включении поднимает опалубку на следующий уровень

.

скользящая опалубка

Впервые скользящую опалубку в СССР применили в 1930-м году, а через год – в зимних условиях, с применением добавок в бетонную смесь для лучшей схватываемости его на морозе. Это был огромный шаг в усовершенствовании железобетонного строительства, и он позволил значительно убыстрить процесс возведения зданий и повысить качество стен. Однако качество самих домкратов все же оставляло желать лучшего, да и деревянная конструкция уже себя изжила, поэтому в 1935-м году стали использоваться металлические щиты, при этом высота самого кольца увеличилась до высоты этажа возводимого здания.

железобетонное строительство и металлические щиты в опалубке

Первый многоэтажный дом, который превзошел в своем качестве лучшие западные образцы железобетонного строительства, был построен в 1936-м году в Ленинграде. При этом скорость возведения одного этажа составляла менее недели, трудозатраты в сравнении с трудозатратами на строительство кирпичного дома такой же высоты были уменьшены на 20%, а общая стоимость сооружения снизилась почти на 15%, что являлось несомненным рекордом.

При этом стены получались многослойными: сперва шел массив из тяжелого бетона толщиной 10 см, затем – 25 см пемзошлакобетонного утеплительного слоя и около 5 см облицовочной плиты.

В предвоенные годы появлялось множество новых разработок, которые планировалось внедрять в процессе железобетонного монолитного строительства зданий, однако Великая Отечественная война нарушила практически все планы. После окончания войны потребовались совершенно новые технологии быстрого возведения недорогих и качественных жилых зданий, но монолитные технологии этим целям не соответствовали. Взамен им очень быстро начало развиваться панельные и блочные варианты строительства, которые позволили очень быстро решить проблему жилья, особенно на тех территориях, по которым прокатилась война, и жилой фонд был разрушен практически полностью.

панельный дом

 

Но наряду с достоинствами подобных технологий выявились и их недостатки – однообразие жилых районов и даже целых городов, которые основывались после войны, и это однообразие часто граничило с серостью, все дома были похожи на обычные коробки, и отличить их друг от друга не было никакой возможности. Впрочем, цель была все-таки достигнута – в послевоенные годы СССР стал лидером среди всех стран мира по жилищному строительству. Впрочем, железобетонные технологии продолжали применяться в промышленном строительстве, в частности – при возведении плотин гидроэлектростанций и промышленных предприятий.

Развитие железобетонных технологий после СССР

Однако идеи железобетонного монолитного жилищного строительства вновь стали востребованными в конце ХХ-го века, после распада СССР. Новообразовавшийся средний класс, имевший возможность платить за новое жильё, а не получать его бесплатно от государства, требовал большего разнообразия архитектурных составляющих своей недвижимости. В связи с «вновь открывшимися обстоятельствами» монолитное домостроение получило новый импульс и буквально за 10-15 лет почти вытеснило с рынка не только бетонные панели и блоки, но и кирпич.

Весьма развитая и емкая научная и техническая база, накопленная за предвоенные годы, позволила практически без остановки отечественной железобетонной строительной индустрии не только восстановить утерянные позиции, но и занять лидирующее положение на строительном рынке.

Мало того, железобетонные дома начинают привлекать внимание и загородных застройщиков, которым позарез требуется дешевый, практичный и экономичный стройматериал, а обычный бетон, укрепленный арматурой, практически не имеет на рынке конкурентов.

железобетонное строительство дома

Таким образом мы видим, что монолитное железобетонное домостроение в нашей стране имеет очень давние традиции и основано на достаточно современных технологиях, которые сегодня постоянно обновляются как за счет привлечения зарубежных партнеров, так и усовершенствования отечественных научных разработок.

железобетонное строительство современного дома

Современные монолитные здания стали еще прочнее, и при этом еще дешевле, в основном благодаря конкуренции и применения новых компонентов для закладки в бетон.

Практически все ведущие специалисты мира предрекают железобетонному строительству новое развитие и большое будущее, в том числе и в индивидуальном жилищном строительстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительство домов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: